Философия и идеология ненасилия
Под философией ненасилия в данном
случае мы подразумеваем систему этических,
нравственных, психологических, социологических
и собственно философских идей, теорий, взглядов,
касающихся ненасильственного бытия человека в
обществе, в духе отрицания войны и любой иной
формы насилия, воздержания от деструктивной
агрессии.
Несмотря на все теории нравственного
совершенствования человечества, ХХ век многие
ученые называют веком тоталитаризма. На рубеже
третьего тысячелетия вопросы войны и мира
продолжают оставаться самыми актуальными наряду
с такими, как всемирный экологический кризис,
исчерпание природных ресурсов и т. д.
Современная российская политика и
государственная идеология постсоветского
периода демонстрируют не только неприятие самой
идеи ненасилия, но еще одновременно показывают
"провал" концепции "насильственного
метода решения политических вопросов". С
другой стороны, существует мнение, что в развитии
ситуации в современной России нет ничего
необъяснимого. "…Рост насилия является сейчас
доминирующей тенденцией для всего мира в целом и
значительно опережает рост альтруистических
настроений, стремление к принципам
ненасильственного мира…" считает В.Д. Губин .
Насилие и готовность к насилию возрастают. Идет
"молекулярная гражданская война", что
является новой формой насилия. Под эти термином
понимается произвольное, бесцельное насилие,
обходящееся без идеологической мотивации, и
направленное против кого угодно. В нашей стране
насилие в форме бунта или полномасштабной
гражданской войны вряд ли возможно, поскольку
общество не верит в возможность добиться каких-либо
положительных результатов с помощью насилия,
равно как и не верит в эффективность проведения
каких-либо ненасильственных действий. Это нечто
вроде коллективного безумия. Диффузное насилие
не поддается какому-либо рациональному контролю.
Психологический интерес, однако, представляет не
столько насилие исходящее от власти, сколько
насилие, осуществляемое самими гражданами,
точнее - внутренняя готовность к осуществлению
насилия . Важным представляется не только
готовность человека к совершению актов насилия,
но и его отношение к тем, кто совершает такие акты.
Увеличивающаяся терпимость к насилию,
готовность оправдывать его высшими
соображениями, благом государства и т.д. может
обеспечить необходимые условия для проявления
агрессивных тенденций части граждан, которые
могут решиться на насилие, считая что их действия
будут одобряться окружающими. Терпимость к
насилию, фактический отказ от традиционных
моральных норм определяются, помимо прочего, еще
и ощущением переходности нынешнего периода.
Экстремальность, временность обстоятельств "списывает"
и ложь, и жестокость. "Тот, кто так легко убил
многих, разве он остановится перед убийством
одного, если он того пожелает?",-говорил Эразм
Роттердамский .
Вспышки насилия происходят повсюду, где
утрачивается контроль над реорганизацией
общественного и государственного целого.
Произошла грандиозная "приватизация
государственной монополии на насилие" . Цена
демистификации культа насилия в Европе в этом
веке была высока: она была оплачена ценой полного
истощения ее народов и их культуры.
Войны, которые вело человечество и продолжает
вести до сих пор, являются самом жестокой и
крайней формой проявления насилия. В реальном
историческом процессе, в целом, ненасилие
превалировало над насилием, было преобладающей
тенденцией. Человечество вступило в полосу
глобальных опасностей, стало заложником
созданных им же самим колоссальных средств
разрушения, которые способны трансформировать
единичное насилие, частное зло, т.е. насилие и зло,
подсильное отдельным частным индивидам, во
всеобщую непоправимую катастрофу .
Философия ненасилия сегодня уже не является
просто актом индивидуальной святости, она
приобрела в высшей степени актуальный
исторический смысл. Таким образом, рассмотренные
в историческом аспекте насилие и ненасилие также
могут быть интерпретированы как различные
ступени, стадии единого процесса. В плане
перехода от одной ступени к другой, от насилия к
ненасилию, наше время является критическим,
когда требуется качественный сдвиг вперед,
равнозначный смене основ жизни. Речь идет о смене
вектора сознательных усилий человека.
Главный вопрос, можно ли сформулировать мораль
ненасилия, которая была бы ясной,
непротиворечивой и убедительной. Идея ненасилия
рассматривается нами именно как определенная
парадигма мировоззрения, с присущей ей
историчностью и универсальностью. Мы
анализируем ненасилие именно как исторически
изменчивую форму, которая поступательно
развивается и определяет новые уровни своего
существования. Другой важный вопрос: возможно ли
умозрительные изыскания и теории низвести до
уровня средства? Учитывая то, что ненасилие как
образ жизни имеет большую этическую нагрузку,
моральное содержание, а мораль определяется в
большинстве своем тем обществом, в котором она
существует, то не следует ли, что неприятие
ненасилия этим самым обществом - закономерный
результат?
Неприятие идеи ненасилия определяются
множеством причин, историей и культурными
традициями народа, конкретной политической и
экономической ситуацией, личными качествами
носителей власти, степенью развитости или
неразвитости структур гражданского общества в
православной религии, политике, которую проводит
Русская православная церковь. Как известно, РПЦ
одобряет службу в современной армии, которая
представляет из себя систему структурированного
коллективного насилия. Армия является
социальным институтом, применяющим насилие в
интересах страны.
Считается, что первым из факторов, определяющих
отношение к насилию является мировоззрение
человека и коллективное мировоззрение всего
общества. Неверие в то, что люди будут
добровольно следовать общепринятым нормам
поведения, что по природе своей они тупы и
агрессивны, закономерно приводит к выводу о
необходимости сдерживать разрушительные
тенденции, свойственные людям силой или угрозой
применения силы.
Мы должны различать у человека два совершенно
разных вида агрессии. Первый вид, общий и для
человека и для всех животных, - это
филогенетически заложенный импульс к атаке (или
к бегству) в ситуации, когда возникает угроза
жизни. Это оборонительная, "доброкачественная",
агрессия служит делу выживания индивида и рода;
она имеет биологические формы проявления и
затухает, как только исчезает опасность. Другой
вид представляет "злокачественная"
агрессия - это деструктивность и жестокость,
которые свойственны только человеку и
практически отсутствуют у других
млекопитающих…
Насилие негативно по определению. Это
разрушительная сила, которая унижает, насилует,
подавляет, эксплуатирует кого-либо. Насилие
проявляется в различных и многообразных формах и
степенях: физическое и психологическое,
межличностное и структурное, социальное,
политическое, военное, экономическое, культурное,
религиозное и т.д.
В определении понятия насилия существует два
подхода, один из которых назвать абсолютистским,
другой прагматичным.
Согласно первому, понятие насилие несет
выраженную негативную оценочную нагрузку.
Насилие прямо отождествляется прямо со злом
вообще. Насилием именуется только такое внешнее
принуждение человека, которое достойно
осуждения. Насилие воспринимается общественным
сознанием как действие обидное, незаконное .
Однако в общественном сознании и на обыденном
уровне и в рамках социально-философских
концепций наряду с обозначенным пониманием
насилия как зла присутствует также тезис,
допускающий случаи его нравственного
оправданного применения. Считается, что иногда
насилие может быть использован во благо. Тем
самым оно получает этическую санкцию. В
оправдание насилия приводятся такие аргументы,
как насилие как справедливое возмездие, насилие
ради блага тех, против кого оно применяется,
малое насилие ради предотвращения большого.
Насилие во благо - логическая несуразица. И.А.
Ильин для случаев этически оправданного
применения силы ввел новый термин "заставление".
Он считал, что насилием нельзя противиться злу, а
"заставлением" можно. Существует мнение, что
понятие насилия является принципиально
двойственным. Существует какая-то причина, в силу
которой общественное сознание заинтересовано в
такой двойственности. Двуликое понятие насилия -,
которое в одной проекции является добром, а в
другой - злом. Этическая дискредитация насилия
необходима, поскольку речь идет о насилии,
направленном против "нас", этическое
оправдание насилия необходимо, поскольку речь
идет о насилии против "них". Оправдание
насилия возможно только в форме моральной
демагогии, что является определенным
квазивыходом.
Отрицание насилия выглядит как сугубо моральная
программа, вступающая в непримиримую
конфронтацию с реальной жизнью. Мы сразу же
встаем на путь критики современной цивилизации,
основанной на насилии и принуждении. Т.е. нет
большого различия между разбойником с большой
дороги и монархом. Данный морализирующий
абсолютизм был причиной отторжения идеи
ненасилия в обществе. Прагматический подход
ориентируется на ценностно нейтральные и
объективное определение насилия и отождествляет
его с экономическим и физическим ущербом,
насилием признается то, что очевидно является
насилием - убийство, ограбление и пр. . Однако не
существует единицы измерения насилия, поэтому
будет очень сложно определить количество
насилия, которое необходимо причинить, чтобы
предотвратить большее насилие. Сложнее
предотвращать насилие с помощью насилия.
Насилие такое принуждение или ущерб, который
причиняется против воли лица, на которого они
направлены. Насилие -узурпация свободной воли .
Люди не могут до сих пор решить, что считать злом,
а что добром. Если убивать дурных полезен, то кто
решит: кто вредный .
Насилие как способ принуждения, в той или иной
степени присущ любому обществу. Насилие в
политике использовалось всегда. Но в ХХ веке
приемлемость насилия как универсального способа
регуляции общественной жизни все чаще
подвергается сомнению и зоны использования
насилия все более сужаются. Насилие,
запланированное как временное и локальное, легко
перехлестывает через любые заранее определенные
барьеры. Акты насилия в современном мире легко
могут привести к катастрофическим последствиям.
Для граждан развитых стран насилие стало
неприемлемым по моральным соображениям.
Должны ли граждане государства, поддерживать его
в несправедливых войнах, которое оно ведет? Ответ
на этот вопрос более- менее ясен. А вот должны ли
люди поддерживать любую войну и любого вида
насилие (над собой или над другими) - вопрос
неоднозначный. Военная служба сама по себе
предполагает исполнение любых приказов на
применение насилия. Л.Н. Толстой писал, что уплата
податей, на которые нанимают и вооружают солдат,
и тем более поступление в военную службу не есть
безразличный поступок, а дурной, постыдный
поступок, - не только попущения, но и участия в
убийстве . Действительно, логическим завершением
идеи ненасилия должно являться то, что человек
должен полностью порвать с государством, которое
само по себе олицетворяет насилие и является
главным его источником. Однако такое решение
проблемы насилия неприемлемо, т.к. почти
невыполнимо индивидуумом, без опасных
последствий для последнего. Хотя исторические
примеры таких поступков имеются, но все они
сопровождались уходом не только от государства,
но и физическим уходом от общества, другими
словами, добровольным изгнанием.
Но даже разрыв всех социальных связей, не
уменьшает насилие, которое и возможно только в
обществе, поскольку насилие - принуждение одного
человека другим. Таким образом, Ильин резонно
замечает, что "…Л.Н. Толстой и его
последователи стараются прежде всего обойти эту
проблему или снять ее с обсуждения ." Уход от
насилия не есть борьба против насилия, а есть
лишь примитивная попытка ухода от самой проблемы.
Концепция ненасилия встречается и у древних
мыслителей. При этом, принцип ненасилия
распространялся только на личную сферу,
отношения между людьми. Ненасилие не могло
занять какой-либо ниши в сфере политических и
межгосударственных отношениях. Так, например,
римский император Марк Аврелий, ведший
беспрестанные войны с варварскими племенами и
преследовавший ранних христиан писал в своем
дневнике:
…благожелательность, если она искренняя, а не
напускная, есть нечто неодолимое. Что в самом
деле сделает тебе разнузданный насильник, если
ты останешься неизменно благожелательным к нему
и, при представившемся случае, будешь кротко
вразумлять его, а в тот самый момент, когда он
собирается сделать тебе зло, ты, сохраняя
спокойствие, обратишься к нему: "Не нужно, сын
мой: мы рождены для другого. Я-то не потерплю
вреда, но ты потерпишь".
Ненасилие в политике - концепция, признающая
необходимость, целесообразность и оправданность
отказа от использования насилия, силы вообще при
решении каких бы то ни было политических и
социальных проблем, ставящая в основу
политической деятельности принципы гуманизма и
требования общечеловеческой морали и
нравственности.
Ненасилие не отрицает эту жизненно важную,
оборонительную воинственность, но преобразует
ее в позитивное, ненасильственное средство
обороны в решении конфликтов. Реакция людей на
насилие и несправедливость возможно в трех
формах: пассивности, ответном насилии, активном
ненасилии. Пассивность рассматривалась М. Ганди
как подчинение злу, уподобление человека рабу.
Пассивность противостоит активному ненасилию и
должна быть безусловно отвергнута. Ненасилие
учит преодолевать страх. Те, кто прибегают к
ответному насилию…их позиция выше пассивности .
Когда мы используем ответное насилие, мы тем
самым, позволяем своему противнику (агрессору
или врагу) также прибегать по отношению к нам в
силе. Следовательно, делая так, мы отрицаем свои
собственные принципы (уважение к человеку) и цели
(стремление к большей справедливости и миру).
Прежде, чем осилить другого, мы разрушаем в себе
свою человечность. Злые средства, даже если они
используются во имя благих целей, разрушают нашу
человечность.
Несмотря на очевидную положительность моральных
принципов "правильного поведения" они
подвергаются определенной критике. Теодор
Адорно вскрывает нераздельность и
несовместимость двух незаметно переходящих друг
в друга моральных установок - "этики убеждения",
сконцентрированной только на смысле поступка
безотносительно к его практической
результативности, и "этики ответственности",
принимающей во внимание практическую
целесообразность того или иного выбора. По
мнению Адорно обе позиции заключают в себе
гибельную опасность: сторонник "этики
убеждения", заботящийся только о чистой
совести, рискует оказаться бессильным перед
реальным злодеянием, а "этика ответственности",
бесконечно проигрывающая и сопоставляющая
возможные варианты, чревата утратой
самоценности добра.
Предлагаемая нами парадигма ненасилия относится
к "этике убеждения". Тем не менее, мы
подчеркиваем, что этика и философия ненасилия,
отправная точка, жизненная аксиома, кантовская
максима, практическое руководство к действию.
Ненасилие представляет собой философию, образ
жизни, которые на основе верховенства правды
любви, предполагают личные, социальные и
межнациональные изменения ради преодоления
несправедливости в достижении мира, примирения.
Цель ненасилия - не достижение победы над
противником или врагом, но в преодолении
несправедливости, в решении конфликтов и
посредством этого в создании условий для всех.
Ненасилие устанавливает власть справедливости,
правды и любви. Ненасилие разворачивает борьбу
за преодоление несправедливости на уровне
совести. Оно организованно отказывается
повиноваться несправедливым порядкам и законам
или действовать в ситуации несправедливости и
подавления прав человека. Ненасилие делает
невозможным функционирование несправедливой
системы, не разрушая человеческие жизни и не
уничтожая материальные ценности.
Принцип ненасилия в разрешении конфликтов
предполагает своеобразную концепцию человека и
своеобразное отношение к человеку:
1. Человек является высшей ценностью среди всего,
что существует. Поэтому к нему следует
относиться с безусловным уважением, не
допускающим каких бы то ни было исключений (даже
в отношении к врагу). Человечество
рассматривается как единое и неразобщенное, и
все люди равны в своем достоинстве и праве на
уважение.
2. Каждый человек обладает совестью, и, значит,
несет в себе возможность к развитию, сознавая
справедливость и будучи готовым к изменению
своей позиции. Сознание развивается, когда оно
может противопоставить себя реальности, когда
она стремиться к истине. Ненасилие направлено
против несправедливости, а не против людей.
Участие в ненасильственной акции чревато
потерей жизни.
3. Необходимость изучать основанную на ненасилии
деятельность, методы и стратегию ненасилия. Это
предполагает самосовершенствование и
самодисциплину, понимание несправедливости, как
она обнаруживается в различных ситуациях,
обучение ненасилию и практическим действиям
ненасилия, ведению диалога, медитации, а также
неучастию и гражданскому неповиновению, нужно
учиться формулировать альтернативы и
осуществлять их. Это предполагает
соответствующую систему образования, экономики
и политики, а в равной мере и формирование
системы ненасильственной обороны на
национальном и интернациональном уровнях и
отработку способов мирного решения конфликтов;
это предполагает внимание к сохранению
экологического равновесия, сохранению ресурсов
и потребность в высоком нравственном порядке,
основанном на признании достоинства и
абсолютном уважении к человеческой жизни и
человеческому сообществу. Человеческая жизнь,
сориентированная на эти идеи, приблизится к
основанному на справедливости миру.
Ненасилие может выступать как практически
эффективный опыт действия и как принципиальная
позиция. Уяснение различия этих двух аспектов
ненасилия - практического и принципиально-
мировоззренческого - имеет важное значение для
понимания его природы. Философия ненасилия может
быть нормативной или ненормативной. Ненасилие
как общезначимая социальная позиция
определяется разными мотивами: моральными и
внеморальными, а другими словами принципиальным
и прагматическим ненасилием.
Принципиальное ненасилие реализуется в
определенном типе личности или в определенном
образе действий, или же и в том, и в другом, он
может сообщать нам ненасильственный модус бытия
и действия . В первом случае ненасилие
принадлежит этике добродетелей, во втором - этике
поведения.
Принципиальное ненасилие имеет две формы:
абсолютную и условную. Абсолютное ненасилие
отвергает использование насилия в любых
обстоятельствах, что нельзя сказать об условном
ненасилии. Оно допускает такие обстоятельства, в
которых насилие будет обоснованно, с уточнением,
что такие обстоятельства складываются в мире
крайне редко. Ганди был сторонником условного
ненасилия, поскольку говорил, что если придется
выбирать между насилием и трусостью, то
достойнее избрать насилие.
Принципиальное и прагматическое ненасилие
отличаются друг от друга широтой использования
ненасилия. Прагматическое ненасилие
руководствуется политическими, социальными, или
государственными соображениями, а
принципиальное ненасилие в дополнение к ним или
вместо них руководствуется еще высокими
моральными целями. Важным является моральная
эффективность, а не практическая.
В обоих случаях ненасилие получает обоснование,
но принципиальное ненасилие получает моральное
обоснование, в то время как прагматическое
ненасилие может иметь лишь практическую
целесообразность, а моральные мотивы не являются
обязательными. Получается, что прагматическое
ненасилие может быть использовано ради
аморальных целей с тем же успехом, как и ради
моральных. Принципиальное ненасилие не может
быть использовано ради аморальных целей.
Ненасилие проблематично только в том мире, в
котором некоторые используют насилие, в то время
как другие - нет. Проблема чисто
терминологическая, оно определяет то, что
подвергается отрицанию. Однако эта проблема
возникает лишь в случае трактования ненасилия
как отказа только лишь от физического насилия.
Принципиальное ненасилие также подразделяется
на минимальное, предполагающее отказ от
физического насилия, и максимальное ненасилие,
которое отрицает даже психологическое насилие.
Ненасильственная борьба (сатьяграха) - выход,
предложенный М. Ганди. Сатьяграха не является
физической силой. Сатьяграха не причиняет
страданий противнику, он не стремиться к его
уничтожению. Сатьяграха никогда не прибегает к
помощи оружия. В применении сатьяграхи нет
ничего враждебного. Сатьяграха - чистая сила духа.
"Ненасилие - высшая дхарма". Ненасилие- это
покой, но активное ненасилие - это любовь.
Обманутые западной цивилизацией, мы забыли нашу
древнюю цивилизацию и поклоняемся силе оружия -
писал Ганди.
Ненасилие исходит из убеждения в самоценности
каждого человека, как свободного существа и
одновременно взаимной связанности всех людей в
добре и зле. Речь идет о моральной
амбивалентности человека. Человек -это путник.
Важно не то, где он находиться. Важно то, куда он
идет и сама эта готовность идти до конца. Еще одни
принципы ненасилия сводятся к тому, что человек
отказывается от монополии на истину, критика
своего собственного поведения, анализ ситуации
глазами оппонента, бороться со злом, но любить
людей, стоящих за ним, полная открытость
поведения. Понятие насилия и ненасилия нельзя
понять вне соотнесения друг с другом. Необходимо
их рассматривать в контексте добра и зла. Насилие
и ненасилие представляет собой разные
перспективы в борьбе за справедливые отношения
между людьми в обществе. Три линии поведения
образуют восходящий ряд с прагматической и
аксиологической точек зрения. Ненасилие
представляет собой постнасильственную стадию в
борьбе за социальную справедливость. В отличие
от пассивности, являющейся позицией человека,
который не поднялся, не дорос до ответного
насилия, оно представляет собой способ поведения
человека, который перерос насильственный способ
решения проблемы. Перерос и духовно, так как в
противовес насилию, всегда предполагающему
разделение людей на две неравноправные касты -своих
и чужих, "добрых" и "злых" и т.д., оно
исходит из метафизической святости каждого
человека, и душевно, так как требует большего
мужества, чем то, которое требуется для
преодоления физического "животного" страха.
Для любви нужно больше кругозора и больше
мужества, чем для кровной мести, дуэли или иной
физической расправы с врагом. Ответное насилие и
активное ненасилие - разные ступени, стадии
зрелости человеческих усилий, направленных на
борьбу за социальную справедливость. Ненасилие
переводит цели и средства борьбы в качественно
однородную нравственную плоскость, направлено
не устранение не только эмпирических
результатов несправедливости, но и их внутренних
оснований, оно разрывает цепь насилия, поднимает
человеческие отношения на другой уровень. Такая
последовательность находит также подтверждение
в истории идеи ненасилия. Норма "Не убий",
сформулированная в "Ветхом завете"
трансформируется до нормы "Возлюбите врагов
ваших". И.А. Ильин пишет: "Сама идея о
возможности сопротивления посредством
непротивления даруется человечеству и
оказывается применимой тогда и постольку, когда
и поскольку общий родовой процесс обуздания
зверя в человеке грозою и карою ("Ветхий завет")
создает накопленный и осевший итог обузданности
и воспитанности, как бы экзистенц- минимум
правосознания и морали, открывающий сердца для
царства любви и духа ("Новый завет")" .
Большинство считает, что принципы "подставьте
другую щеку", "возлюбите врагов ваших"
имеют практическую ценность там, где индивиды
конфликтуют друг с другом, там же, где был
конфликт между расовыми группами или нациями,
необходим другой, более реалистичный подход. М.Л.
Кинг говорил также о "реальном пацифизме".
Пройдя через действительный опыт протеста,
насилие стало большим, чем метод, с которым я был
теоретически согласен, оно стало обязательством
жить определенным образом, - писал Кинг. Многие из
проблем ненасилия, которые я не мог прояснить для
себя интеллектуально, разрешились в сфере
практических действий . Следует обязательно
выделить, что ненасильственное сопротивление -
это не метод для трусов- это сопротивление. Если
кто-нибудь использует этот метод, потому что
боится или просто, потому что у него не хватает
орудия насилия, то он не настоящий сторонник
ненасилия. На протяжении того времени, в течении
которого сторонник ненасильственного
сопротивления пассивен, в том смысле, что не
агрессивен физически в отношении своих
противников, его разум и эмоции всегда действуют,
пытаясь убедить противника в его неправоте. Это
метод физической пассивности, но мощной
активности духовной. Цель- освобождение и
примирение. Средство - пробуждение морального
стыда у противника. Участник ненасилия
стремиться победить зло, а не людей, которые
творят зло. Желание принимать страдание без
возмездия. Участник ненасильственного
сопротивления стремится принять насилие, если
это неизбежно, но никогда не нанесет ответный
удар. Борец ненасилия не только отказывается
стрелять в противника, но и ненавидеть его.
Центром ненасилия является принцип любви. Говоря
о любви в этом смысле, мы не отсылаем к
сентиментальным нежным эмоциям. Речь идет о
любви, которая на греческом означает слово "агапе"
. Агапе обозначает понимание, распространение
доброй воли на всех людей. Агапе - это
незаинтересованная любовь. Это любовь к другим
ради них самих. Она возникает также из
потребности принадлежать к лучшему, что есть в
человеческом обществе. Агапе - желание приносить
жертву ради общих интересов. В конечном итоге,
агапе - познание того факта, что жизнь
взаимосвязана. Причиняя вред другому, мы
причиняем вред и себе.
Ненасилие делает основной упор на доброе начало
в человеке.
Перечисленные выше основы не являются сугубо
теоретическими изысканиями, которые невозможно
применить на практике. В данном случае стоит
упомянуть об одной примечательной книге
директора Центра исследований мира Свободного
университета Брюсселя (Бельгия) Йохана Низинга
"Общественная оборона как логическая
альтернатива. От утопии к выбору" .
Под общественной обороной понимается система
устрашения, основанная на способности населения
ненасильственным путем оказывать сопротивление
агрессору (внутреннему или внешнему),
предотвращать его нападения, создавать
невыносимые для него условия в случае вторжения,
чтобы вынудить его прекратить оккупацию и уйти.
Любая система обороны состоит из двух слагаемых:
твердого оружия и "мягкого оружия" (психологические
условия) - это психическая устойчивость и
здоровье нации, убежденность граждан в
неограниченных возможностях ненасильственной
обороны, силы духа, культуры ненасилия,
способность противостоять фрустрациям (разочарованиям),
вытекающим из пережитого организационного и
физического насилия, не впадать в ненужную
агрессивность, воздерживаться от нагнетания
насилия; высокий уровень самостоятельности в
мышлении и поведении и т.п. Здесь важен не столько
героизм одиночек, сколько "тихий молчаливый
саботаж" большинства населения.
Ненасильственное сопротивление населения может
выражаться в следующем: "тихий саботаж",
отказ от сотрудничества, изобретательное
игнорирование приказов оккупационных властей,
массовые акции протеста (включая различные формы
забастовок); уничтожение информации (документов,
архивов и т.п.) без которой оккупанты не могут
организовать деятельность на занятой территории,
осуществлять репрессии; обструкция, живые стены
на пути войск и т.п. В общей сложности практикой
опробованы несколько сотен методов, приемов и
форм ненасильственного сопротивления. Замена
традиционной обороны общественной преследует
предельно широкие и далеко идущие цели. Она
выступает альтернативой войне, приходит на смену
ей, ведет неизбежно к отмене военного аппарата,
ликвидации главного инструмента войны - армий,
технической и организационной базы войны. Это -система,
которая не содержит угрозы дальнейшему
существованию человечества, уводит его на
безопасный путь развития. В некоторых
государствах (Швеция, Швейцария и др.) идея
общественной обороны признана и утверждена в
доктринах безопасности, является объектом
политического планирования, практически введена
как дополнение (компонент) к силовым средствам
сопротивления агрессору.
Все это говорит о постепенном формировании "общества
антивойны", и данный процесс по
оптимистическим прогнозам может занять не менее
1-1,5 веков.